суббота, 10 марта 2018 г.

Значимость культурных ценностей человечества


Литература. 6 класс.
Тема урока: Значимость культурных ценностей человечества.
Цели: рассмотреть значимость культурных ценностей на примере рассказа Р. Брэдбери «Улыбка»;определить значение терминов «ценность», «духовность», «нравственность», «вандализм»;
учиться распознавать истинные и ложные ценности;
 воспитывать уважение к ценностям родной культуры и культур других наций
Ход урока
1.      Организационный момент
2.      Вступительное слово
  Сегодня на очередном  занятии мы погорим  с вами о том, что мы считаем ценным, что нас развивает духовно и нравственно. Наша цель – на основе прочитанного вами рассказа выяснить, чем нам грозит равнодушие и ненависть к прошлому, к нашей истории.
  Тема нашего сегодняшнего занятия – «Значимость культурных ценностей человечества». А беседа наша будет строиться на основе рассказа Рея Брэдбери «Улыбка». Но перед тем, как обратиться непосредственно к теме, необходимо узнать, что пропагандировал данный писатель в своем творчестве и что являлось для него особенно важным.
  Рэймонд Дуглас «Рэй» Брэдбери — американский писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографическому роману «Вино из одуванчиков».
  За свою долгую жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений.
Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтезипритчи или сказки.
  В большинстве крупных произведений Брэдбери неизменно затрагивается основной конфликт человеческого существования: между «да» самоутверждения в творчестве и «нет» самоотчуждения в механической закостенелости. Часто в своих произведениях он показывает  общество потребления, лишённое всякой возможности задумываться о жизни, начисто утратившее способность к творчеству как таковому. Но, всё же, писатель сохраняет оптимистичный настрой, — прозревшие одиночки учитывают ошибки человечества, вспоминают все ценности, которые дают людям спасение и гарантируют будущим поколениям спокойствие и мир. Все это мы найдем и в рассказе «Улыбка».
3.      Выявление первоначального восприятия
Понравился ли вам рассказ?
Услышав его название, что вы подумали? Догадывались вы о содержании произведения?
Понравилось ли время, описываемое в рассказе?
  Вы уже узнали, что Рей Брэдбери был писателем-фантастом, поэтому время действия некоторых его произведений отнесено в будущее. В каком году происходит действие в рассказе?
  2061 год. Теперь нам кажется, что это совсем недалеко, т.к. мы живем с вами уже в третьем тысячелетии. Но тогда, в далеком 19?? Это время представлялось поистине фантастическим. Снимались различные фильмы, в которых режиссеры показывали почти идеальное будущее, в котором научно-технический прогресс достиг своего пика. Будущее могло бы быть идеальным, если бы не одно НО – проблемы остались те же, они пришли в будущее и останутся здесь, пока люди не начнут осмысливать свои поступки. Каким мы видим будущее в рассказе Брэдбери? Кофе ненастоящий (Его  заварили  из  каких-то  ягод, собранных на лугах  за  городом,  и  продавали  по  пенни  чашка,  согреть желудок но мало кто покупал, мало кому это было по карману), разваленная  взрывом каменная стена, Города—груды развалин, дороги  от  бомбежек словно  пила,  вверх-вниз,  поля  по  ночам светятся, радиоактивные... Из-за чего такая ситуация? (проблемный вопрос?)
4. Работа с текстом произведения.
Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым.
Долгое время была одна сплошная катавасия.
Что подразумевается под словом катавасия?
Войны, долгие разрушительные войны, которые лишили людей всего того, что они имели.
Соответственно, какая обстановка, такие и люди. Мы видим одну большую толпу. Причем показаны только мужчины. Что здесь делают эти люди? Что привело их ранним утром на площадь?
Вдоль  дороги   подвое,   потрое подстраивались к очереди еще люди, которых приманил  в  город  праздник  и базарный день.
Что мы с вами подразумеваем под словом праздник?
Радость, счастье, веселье. То, что объединяет людей.
Мы пребываем в полной уверенности, что все эти люди собрались ради всеобщего веселья.
Кто выделяется из этой толпы? Кто из всех назван по имени?
Мальчик Том и мужчина Григсби.
Они тоже стоят в очереди. Они очень не похожи друг на друга. Том – молчаливый мальчик, он пришел сюда ради интереса. А что привело сюда Григсби?
  «Человек ненавидит то, что его сгубило, что  ему  жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова  человеческая природа». «Все эта орава идиотов, которая заправляла миром  в  Прошлом!»
  Григсби, как и все в толпе, преисполнен ненависти к прошлому, ко всей истории. Но мы надеемся, что скоро начнется праздник, и мы увидим героев другими.
 Но мы в этом разочаровываемся, потому что суть этих праздников заключается в другом. В чем?
   «Том мысленно перебрал праздники,  в  которых  участвовал  за  последние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади, и все  смеялись,  точно пьяные. А праздник  науки  месяц  тому  назад,  когда  притащили  в  город последний автомобиль, потом бросили жребий, и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой».
  Праздники этих людей  представляют собой нечто чудовищное, не поддающееся никакой логике. Для них это праздник, а мы называем это другим словом. Каким же?
Вандализм. Что означает это слово?
  Вандализм — одна из форм человеческих поступков, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения, иного частного имущества и т. д.
Том понимает, для чего все это происходит? (Нет. Он даже задает этот вопрос Григсби). Григсби, как и все остальные здесь потому, что ненавидит цивилизацию. Что такое цивилизация?
Цивилизация - 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.2. Современная мировая культура.3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой.
  Как вы думаете, почему люди озлобились, стали такими жестокими? (Они забыли, что значит любить, ценить, уважать, у них осталась только их ненависть).
  И на очередном празднике они отведут душеньку. Так какова же цель этих людей, для чего они явились сегодня? (Чтобы осквернить еще один предмет искусства).
  С чьих слов мы узнаем «о ней»? (Фраза Тома «Говорят, она улыбается...»). Из уст ребенка эта фраза звучит очень необычно, как-то наивно, робко. А необычно потому, что в этом мире улыбающийся человек – редкость, поэтому Тому очень хочется ее увидеть.
Что еще мы узнаем «о ней» по репликам из толпы?
  Очередная жертва этих вандалов – величайший шедевр мировой живописи, картина итальянского живописца Леонардо да Винчи – «Мона Лиза дель Джоконда». Что вы знаете об этой картине? (слайд)

Мона Лиза

  Эта картина очень известна. Она находится в Лувре, одном из самых известных музеев не только во Франции, но и во всем мире. «Мона Лиза» является загадкой, с ней связано множество мифов и легенд, и никто не знает, кто на самом деле эта женщина. Мы можем только смотреть и восхищаться.
  А толпа, которая тем временем вошла на площадь и начала свое веселье нещадно плюет и подначивает других. Стая голодных волков, скопище неандертальцев – вот подходящие характеристики для таких людей. Но стойте, почему остановился Том? Что с ним произошло? (Том словно оцепенел, завороженный красотой: «Она же красивая»).   Но не успел Том опомниться, как толпа, обрадованная возможностью уничтожить произведение искусства, «понесла  его к картине. Резкий звук рвущегося холста... Полицейские  бросились  наутек.
  Толпа  выла,  и  руки  клевали  портрет,  словно   голодные   птицы.   Том почувствовал, как его  буквально  швырнули  сквозь  разбитую  раму.  Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил  клочок  лоснящегося  холста, дернул и упал, а толчки и пинки вышибли его  из  толпы  на  волю.  Весь  в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали  куски  холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их  в мелкие-мелкие клочья.   Один Том стоял притихший в стороне от этой свистопляски. Он  глянул  на свою руку. Она судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его».
  Почему мальчик дернул кусочек холста? (Хотел сохранить что-то, что-то хорошее).
Этим «хорошим» оказалась улыбка Моны Лизы. Это все, что было нужно мальчику, немного света, немного тепла в этом безумном, жестоком мире. В этой улыбке было сосредоточение всех земных благ, все, что напоминало о прошлом. К этому прошлому Том не питал ненависти, была только любовь и благодарность.   «Он смотрел на нее в белом свете, который падал с  полуночного  неба.  И тихо повторял про себя, снова и снова: "Улыбка, чудесная улыбка..."
   Час спустя он все еще видел ее, даже после того как осторожно сложил ее и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним - Улыбка. Ласковая, добрая, она была Там и тогда, когда он уснул, а мир был объят  безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру».
  Том – тот самый одиночка, достигнувший просветления. Он понял ценность того, что отрицал Григсби и ему подобные. Этот мальчик, встречавший в своей жизни только жестокость, неприветливость, смог отстраниться от всего этого и выбрать свой путь, путь духовного и нравственного возрождения. Он усвоил, что такое культурные ценности, он прочувствовал это всем сердцем.
  Культурные ценности - движимые или недвижимые объекты, составляющие культурное достояние человечества. В их число входят памятники истории, архитектуры, произведения искусства, археологические месторасположения, здания и места осуществления культа, библиотеки, архивы, научные коллекции и т.д.  Во время вооруженного конфликта должны уважаться и охраняться сторонами конфликта, как на их территории, так и на территории противника, не должны подвергаться разграблению, атакам вандализма, использоваться в целях, способных подвергнуть их опасности разрушения.
  В целях защиты культурные ценности обозначаются специальным знаком. (слайд) Согласно статье 16 Гаагской Конвенции «Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синего и белого цвета (щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета).
4.Заключительное слово учителя. « Цель, для которой требуются неправые  средства, не есть правая цель». Этими словами знаменитого немецкого философа я хочу подвести итог нашему сегодняшнему занятию. Чего бы нам в жизни ни хотелось, какими бы целями мы ни были одержимы, мы всегда должны помнить о том, что цель не всегда оправдывает средства. Идя к своей мечте мы можем забыть о тех, кто нас окружает, причинив им боль. Чтобы не остаться в одиночестве в 2061 году Р. Брэдбери, необходимо всегда думать о последствиях и о том, что необходимо выбирать средства для достижения желаемого.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
6.Домашнее задание.   


Комментариев нет:

Отправить комментарий