суббота, 10 марта 2018 г.

«Обобщение по теме «Причастие как особая форма глагола»


Открытый урок в 7 классе по теме  «Обобщение по теме «Причастие как особая форма глагола»
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация полученных ранее знаний о причастии, его морфологических признаках, типах по действию, причастном обороте и знаках препинания при нем
Задачи урока: образовательные: закрепить полученные  знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила;
развивающие: развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся; обогащать их словарный запас; формировать интерес к русскому языку;
воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, любовь к родному языку.
Тип урока: закрепление, обобщение и систематизация пройденного материала.
Ход урока
І. Орг. момент. Сообщение цели урока.
IІ. Ориентировочно-мотивационный этап.(плакат на доске).
 Изучая предшествующий уроку материал, мы использовали опорные схемы, данные в учебнике. Сегодня, обобщая и систематизируя полученные знания, мы используем «веселую» опорную схему в виде этого дерева. Сейчас оно «голое». Но мы поможем ему «украсить» корни, ствол и ветви. Для этого вспомним полученные ранее сведения


Раскраска дерево без листьев

ІІІ. Актуализация знаний. Повторение и обобщение материала.
      Задание 1. Из данных слов записать только причастия
Интересный, читать, тающий, рисовать, написанный, яркий, держать, умный, взлетевший, железный, думать, построенный, цветущий, варить, золотой, пишущий, бежит.
тающий, написанный, взлетевший, построенный, цветущий, пишущий (причастия).
Задание 2. Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.
А теперь скажите, что такое причастие? (Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного).
Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
1) Повторим признаки прилагательного у причастия.
2) Повторим признаки глагола у причастия. Какого времени не может быть у причастия?
3) Продолжим работу и повторим типы причастий по действию (действительные и страдательные,
Какие причастия называются действительными? ( Причастия, обозначающие признак того  предмета, который  сам производит действие, называются  действительными.)
Какие причастия называются страдательными? ( Причастия, обозначающие признак того    предмета, который испытывает действие  со стороны другого предмета, называются страдательными.
И действительные и страдательные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Давайте вспомним как они образуются. Причастия какого времени зависят от спряжения глагола? Какие образуются от основы инфинитива?
Задание 4.  А сейчас мы с вами распределим суффиксы по своим местам.
Дейст.причаст.             Дейст.причаст.               Страд.причаст.             Страд.причаст.
Наст.врем.                   Прош.врем.                         Наст.врем.                  Прош.врем.
— ущ-,- ющ-                           -вш-                               -ем-, ом-                      -енн-(-ённ-)
-ащ-,- ящ-                                 -ш-                                     -им-                               -нн-т-

Задание 5. Цифровой диктант. Узнать по суффиксу, который является ярким морфемным признаком причастия, вид причастия.
Шифр: 1- ДПНВ 2- ДППВ 3- СПНВ 4 – СППВ
Исполненный тишиной, скованный льдом, перелетающий через поляны, любящий осень, посеребренный инеем, тающий на солнце, уводивший в заросли, обнаживший ветви, пригибаемый ветром, колотый сахар (Ответ: 4411412234)

Задание 6. Тестирование. Устно.
1. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:
а) строить; б) кормят; в) гонишься; г) выйти.
2. От какого глагола нельзя образовать страдательного причастия настоящего времени:
а) усиливать; б) получить; в) увлекаться; г) решать.
3. Найди слово, в котором пишется буква -е-:
а) завис..мый; б) вид..мый; в) реша..мый; г) движ..мый.
4. Найди слово, в котором пишется буква -я-:
а) приближа..щийся; б) кле..щий; в) клокоч..щий; г) кол..щий.
5. Найди слово, в котором пишется буква -ю-:
а) стро..щийся; б) рокоч..щий; в) брезж..щий; г) стел..щийся.
6. Отметь четвертое “лишнее” слово:
а) смеющийся; б) покрывшийся; в) застывший; г) (у) заросшей.
7. Найди четвертое “лишнее” слово:
а) поднятые; б) заброшенные; в) оклеенный; г) сгораемый.

      Физкультминутка. Если причастие действительное руки вверх, если страдательное – в стороны.
       Победившая команда, брошенный мяч, видимый горизонт, побежденная команда, управляющий кораблем, построившие здание, бросивший в сторону.
Задание 5.Запишем словосочетания, определим действительные или страдательные, определим время, обозначим суффиксы причастий.
Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, дремлющий тюльпан, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема, слышимый вздох георгина, трепещущая лилия.
IV. Орфографический и пунктуационный практикум на основе работы с языковым материалом.
Все ли причастия могут образовать краткую форму?
Какова синтаксическая роль кратких страдательных причастий?
Задание 1. Рассмотрите таблицу. В чём сходство и различие в образовании и правописании полных и кратких причастий?
Страдательные причастия
Полные
Краткие
созданный
создан
созданная
создана
созданное
создано
созданные
созданы

Вывод: Суффиксам -нн- и -енн- (-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы -н- и -ен- (-ён-) кратких.
Задание 2. Работа по карточкам.
Карточка № 1. Вставьте одну или две буквы -н-.
Листья освеще..ы; письмо было опуще..о; озабоче..ый взгляд; ферма построе..а; враг отброше..; прочита..ая книга; петли смаза..ы; густо заставле..ая; выписа..ые газеты; номер телефона выписа..; поляна, выжже..ая солнцем; закова.. в кандалы; построе..ая церковь; расписание измене..о; библиотека подобра..а.
Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было кратким, а в другом – полным. Подчеркните причастие как член предложения.
Карточка № 2. Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные.
Организова..ая экскурсия; полноце..ый человек; развеша..ы картины; лица озабоче..ы; полома..ые деревья; воспита..ый бабушкой; организова..ая работа; уроки законче..ы; молчание наруше..о; послание, адресова..ое товарищу; выраще..ый урожай.

Задание 3. Проанализируйте словосочетания: (на доске)
плывущий человек;        плывущий в лодке человек
обозначьте главное слово и зависимое, определите, чем они выражены, сделайте вывод:
Как называются причастия с зависимыми словами? Каким членом предложения является? Когда обособляется?
Задание 4. Найти в предложении причастный оборот, обозначить его границы, подчеркнуть как определение.
Охотник, смотревший с берега реки на ту сторону, увидел неизвестный предмет. Дующий с берега ветер лениво теребил паруса корабля.
Преобразуйте предложения, поставив причастный оборот в другую позицию (устно).
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие» и выполнили ряд заданий.
        VI. Д/з.
Автобиография причастия  Летящий
Я, причастие Летящий, происхожу из семьи ________________________.
Мой отец оставил мне значение _____________________________________,
время_________________________, вид________________________________.
Мать оставила в наследство вопрос________________________, свою синтаксическую роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.
 Автобиография причастия  Говоривший
Я, причастие  Говоривший, происхожу из семьи ________________________.
Мой отец оставил мне значение _____________________________________,
время_________________________, вид________________________________.
Мать оставила в наследство вопрос________________________, свою синтаксическую роль_________________________, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме _____________________числа, __________________рода.




Комментариев нет:

Отправить комментарий