Курс предназначен для усвоения знаний по теме
«Состав слова. Орфография. Правописание приставок». Учебный материал состоит из пяти тем
(теоретический материал) и тестового контрольного задания с выбором правильного ответа из четырёх предложенных.
Для изучения нового материала вводятся новые понятия, используются таблицы,
рисунки и алгоритм-схема выбора определенной орфограммы, приводятся примеры. В
конце первых трёх тем предлагаются видеоматериалы. Для закрепления материала
предлагаются тренировочные упражнения. Курс для учеников 5 классов общеобразовательных
учебных заведений. Цель курса: обеспечить контроль знаний, умений и навыков
учеников по данной теме.
Глоссарий курса: морфемика, морфема, орфография, орфограмма,
состав слова, корень, однокоренные слова, форма слова.
Тема 1. Из чего строятся слова? Приставки-труженицы.
Тема 2. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая
группа).
Тема 3. Нарушители «главного» правила (приставки второй группы)
Тема 4. Самые трудные! (приставки третьей группы).
Тема 5. Контрольная работа по теме: «Правописание приставок».
Инструкция-объявление:
Дорогие друзья!
Изучая данную тему, вы узнаете «секреты»
правописания, научитесь быстро различать части слова (приставки) и применять к
ним орфографические правила, чтобы писать грамотно, а также сможете тренировать
различные виды памяти. Для этого вам
необходимо внимательно прочитать заголовок к теме и попробовать догадаться, о
чем пойдет речь дальше. Далее вы вдумчиво должны прочитать теоретический
материал, рассмотреть таблицы, рисунки и алгоритмы-схемы выбора орфограммы. А
потом выполнить тренировочные задания. Свою работу вы можете проверить с
помощью ответов в конце темы. Узнав все правила правописания приставок, вы
выполняете тестовое контрольное задание в своих тетрадях.
Итак, вперед, на поиски
секретов орфографии!
Тема 1. Из чего строятся слова? Приставки-труженицы.
Если задуматься над заголовком, можно
догадаться, что речь пойдет о том «строительном материале», из которого
создаются слова нашего языка.
«Строительные блоки» для слов называются морфемами: приставка, корень, суффикс, окончание. А раздел науки о языке, изучающий состав
слова и словообразование – морфемикой.
Например, морфема -ш-. Что она обозначает? Трудно
догадаться. А теперь прочитайте слова с этой морфемой: шла, прошли. Становится
понятным, что корень -ш- обозначает движение человека
пешком, причем только с помощью других морфем; суффикса, приставки. Каждая из
них вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». И получаются интересные и выразительные
слова.
Приставкины
«смыслиночки».
Представьте
себе такую картинку: два веселых человечка, дорога, два домика – один в начале
дороги, другой в конце, на дороге мостик через речку и большая лужа. Человечки
начинают движение пешком по дороге из одного домика в другой. Используйте
различные приставки, которые вы вспомните, и опишите действия веселых
человечков (от слова шли).
Как видите, приставки помогли вам из одного слова сделать целый
«дорожный рассказ». Поэтому мы можем смело назвать приставки – труженицами,
выполняющими большую строительную работу.
Сказка про приставку
Приставки
всегда существовали в волшебной стране русского языка.
До одного
прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная
Приставка решила подружиться с другими частями слова.
Сначала
Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!»
Но злое
Окончание отказало Приставке.
Затем
Приставка подошла к Суффиксу, но и он
отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни
странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.
Много ли на свете приставок?
Мы
каждый день слышим, читаем, произносим слова с приставками. Возьмите бумагу и
ручку, запишите приставки, которые вспомнили и пересчитайте их. Вспомнили не
очень много? Тридцать? Это значит, что у вас хорошая память. Если больше сорока – просто превосходная! Если меньше – память нужно развивать.
Через
время проделайте ту же работу, а потом сверьте свой список с нашим (в конце
темы).
Здесь 49 приставок и их вариантов.
Без- (бес-); В- (во-); Вз-(взо-), (вс-);
Воз- (вос-): Вы-; До-; За-; Из- (изо-), (ис-);
На-; Над- (надо-); Не- (недо-); Низ-
(нис-); О-; Об- (обо-); От- (ото-);
Па-; Пере-; По-; Под- (подо-); Пра-;
Пре-; Пред- (предо-); При-; Про-;
Раз- (разо-), (рас-); Роз- (рас-) С-
(со-); Су-; У-; Через- (чрез-), (черес-).
Теперь
надо раскрыть секреты правописания приставок. Вы помните, что раздел науки о
языке, изучающий правильное написание слов, называется орфографией, а выбранная буква – орфограммой.
Оказывается, что разные приставки пишутся по
разным правилам. В зависимости от этого они делятся на три группы
К
первой группе относятся приставки, которые пишутся
всегда одинаково независимо от их произношения. Например, в словах отпер,
отперла, отдеру пишем приставку от-, хотя слышим (ат-)
и (ад-).
Первая группа самая большая.
Ко
второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З,
а в других с буквой С: разбавить, но расправить; рассорить , но раззадорить. С этими
приставками надо держать «ухо востро» (при написании быть внимательными!!!)
К
третьей группе относятся только две приставки: пре- и при-. Эта группа
самая маленькая, но самая трудная.
Правописание
приставок по группам можно представить в виде таблицы:
Гласные и согласные в префиксах:
Не изменяются на письме
|
Меняют З на С перед глухими согласными
|
Различаются по значению
|
В- (во-); до-; за-; на-; над-;
|
Без-
|
Пре-
|
о- ,(об-); от-; пере-; по-;
|
Воз- (вз-)
|
При-
|
под-; пред-; про-; пра-;
|
Из-
|
|
с-
|
Низ-
|
|
|
Раз- (роз-)
|
|
|
Чрез- (через-)
|
|
А теперь выполните задание на тренировку памяти. Найдите в стихотворении
С.Есенина слова с приставками и запишите их в тетрадь.
Нивы
сжаты, рощи голы,
От
воды туман и сырость.
Колесом
за сини горы
Солнце
тихое скатилось.
Дремлет
взрытая дорога.
Ей
сегодня примечталось,
Что
совсем-совсем немного
Ждать
зимы седой осталось.
Ах,
и сам я в чаще звонкой
Увидал
вчера в тумане:
Рыжий
месяц жеребенком
Запрягался
в наши сани.
Тема
2. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).
Приставки первой группы пишутся всегда
одинаково (см. предыдущую тему).
С
некоторыми из них никаких хлопот. Это приставки вы- (вышел), у- (ушел), су-
(суглинок); только под ударением па- (пасынок), редко встречается пра-
(прадед).
Большинство приставок этой группы подчиняется «главному» правилу. Гласные в них пишутся в безударном положении
(слабая позиция) так, как в ударном (сильная позиция).
Например, досыта, доехать, оземь, ознакомить, обмереть, обтереть.
Приставки первой группы надо быстро «узнавать в лицо», чтобы не спутать
с другими. Главная опасность в том, что гласные и согласные в этих приставках
будут звучать по-разному (в зависимости от позиции). Например, в слове подписать.
Мы слышим звук (т), а в словах сжечь
и сдавить – звук (з).
Чтобы
не допустить ошибки надо рассуждать так:
Алгоритм выбора орфограммы;
І. Определить к
какой группе относится приставка:
1-й 2-й
3-й
Вывод: ? ?
пишу всегда
одинаково
(как в списке)
Секрет безошибочного письма:
Раз все приставки первой группы пишутся одинаково, их просто надо
узнавать в словах.
Например, в слове подмигнуть -- О
или А?
Это приставка ПОД- (из списка).
В слове ОТГЛАДИТЬ – приставка ОТ- (приставок ОД- или АД- -- не
бывает!!!)
Чтобы хорошо узнать приставки в словах, давайте поиграем с ними в разные
игры.
Игра первая: приставка или нет?
Одинаковые сочетания букв в словах могут быть разными морфемами.
Например, в слове СОБРАТ СО- --
приставка, а в слове СОСНА – часть корня. Здесь важно вспомнить, что морфемы –
значимые части слова, носители смысла. Если отделить одну морфему, например
приставку, оставшиеся части будут иметь свои «смыслиночки». А если
«смыслиночки» отсутствуют – значит мы бессмысленно «разрезали» слово.
Например, если отделить от слова ПАВОДОК
ПА-, останутся морфемы -- ВОД- и –ОК.
Значит, ПА- -- приставка. Если отделить ПА- в слове ПАКЛЯ – получится
бессмысленное «КЛЯ». Значит, ПА- -- часть корня.
Итак, игра! Выделите приставки в словах:
1) добраться, домашний, доверить, доброта;
2) предвидеть, предсказать, предмет;
3) сотрудник, соловей, соединение:
4) поездка, полоса, полеводство, полено.
(Правильные решения в конце темы).
Игра
вторая: прятки с
приставками.
Приставка должна быть в начале слова и всегда на виду. А может ли
приставка попасть в середину??? Например, в слове ВОДОПРОВОД. Здесь слово
«склеилось» из двух и приставка ПРО- оказалась в середине.
Игра: найдите в «склеившихся» словах спрятавшиеся приставки:
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ГРОМООТВОД,
ВОДОПРОВОДЧИК, ДЕРЕВООБДЕЛОЧНЫЙ (АППАРАТ), ПУТЕШЕСТВЕННИК, МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ
(КОМБИНАТ), ПРАВОЗ, СНОГСШИБАТЕЛЬНАЯ (НОВОСТЬ).
Игра третья: узнай приставку? Выпишите из данных слов только те, в
которых есть приставки первой группы.
Свистнул, сгорел, надписал, надеялся,
предмет, предводитель, избежать, сбежать, предложить, проложить, смотреть,
рассмотреть, сглазить, подглазеть.
Коварная приставка С-. очень «ошибкоопасна».
Особенно, когда она оказывается перед звонким гласным звуком: СДАВАТЬСЯ, СБИТЬ,
СГОРБИТЬСЯ – четко слышим звук (З).
Поэтому запомни правило: В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЕТ ПРИСТАВКИ З-.
Как бы звонко не звучала приставка С- перед звонким звуком, будем помнить:
ЭТО ПРИСТАВКА ПЕРВОЙ ГРУППЫ, И
ПИШЕТСЯ ОНА ВСЕГДА ОДИНАКОВО.
Запомни!!! Слова ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ не
противоречат правилу правописания приставки С-, поскольку З здесь часть корня.
А теперь потренируемся. Вставьте в следующие слова пропущенную букву З
или С:
..гущенное молоко;
прекрасное ..ровье;
..берегательная касса:
..дание кинотеатра;
..дешние жители;
..горбленный человек;
..бритая борода.
??? Вспомните, какая еще приставка, кроме
С-, «ошибкоопасна» перед звонкими согласными? (См. выше).
От данных слов образуйте и запишите по два слова: одно с приставкой ОТ-,
другое с приставкой С-.
Дать, бить, грести, гладить, жать,
бросить.
Ответы:
Игра первая: добраться, доверить;
предвидеть, предсказать; сотрудник, соединение; поездка.
Игра вторая: ГРОМООТВОД, ВОДОПРОВОДЧИК, ДЕРЕВООБДЕЛОЧНЫЙ (АППАРАТ), МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ
(КОМБИНАТ), СНОГСШИБАТЕЛЬНАЯ (НОВОСТЬ).
Игра третья: сгорел, надписал,
предводитель, избежать, сбежать, предложить, проложить, смотреть, сглазить,
подглазеть.
Тренировочное упражнение 1: Сгущенное
молоко; прекрасное Здровье;
Сберегательная касса; Здание кинотеатра; Здешние
жители; Сгорбленный человек; Сбритая борода.
Тренировочное упражнение 2: ОТдать, Сдать,
Отбить, Сбить, Отгрести, Сгрести, Отгладить, Сгладить, Отжать, Сжать,
Отбросить, Сбросить.
Тема 3. Нарушители «главного» правила (приставки второй группы).
По сравнению с приставками первой группы
приставки второй группы «живут» в другом царстве: у них все наоборот. Те
пишутся всегда одинаково, а эти подлаживаються к соседним буквам. И пишутся то
с буквой С, то с буквой З.
Прочитайте лингвистическую сказку.
БУКВЕННЫЕ ПОСИДЕЛКИ.
Собрались как-то все буквы на вечеринку.
Посидели за столом, пообщались. Но постепенно компания начала распадаться по
интересам. Звонкие согласные отправились на завалинку петь песни. Глухие согласные
отправились на веранду обсудить в тишине свои житейские дела.
Звонче всех
пела песни согласная з, а у глухих согласных большим
авторитетом пользовалась согласная с.
Так и в приставках: звонкие согласные любят
приставку со звонкой з на конце, поэтому и стараются всегда
встать рядом с ней, а глухим согласным, наоборот, нравится соседствовать с
буквой с.
Итак, глухие согласные действуют на приставки
второй группы «оглушительно». Вот они:
Без-
(бес-); Вз- (вс-); Воз- (вос-); Из- (ис-); Низ- (нис-);
Раз-
(рас-); Роз- (рос-); Ч(е)рез- (черес-).
Запомнить это «нетрудное» правило вам поможет песенка:
Живут
на свете, людям помогая,
Приставки
ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ- и БЕЗ-,
Но
звук глухой согласный их встречает,
И
мы их пишем только с буквой С.
Глухие
звуки – это непоседы,
Они
спокойно не желают жить,
Они
мечтают звонкого соседа
Во
что бы то ни стало оглушить.
Чтобы раскрыть секреты правописания приставок
второй группы, рассуждаем так:
Алгоритм выбора орфограммы;
І. Определить к
какой группе относится приставка:
1-й 2-й
3-й
Вывод: Определяю,
перед ?
пишу всегда каким согласным
одинаково находится приставка:
(как в списке) перед перед
глухим – звонким
--
С З
А тепер потренируемся:
Упражнение № 1.
Упражнение № 2.
Выпишите из данных слов только те, в которых
есть приставки второй группы (ответы в конце темы):
ВСПАХАТЬ, СПИХИВАТЬ, ЗДОРОВЬЕ, СПЕШИТ,
РАЗВЕДКА, СВЕДЕНИЯ, ЗДОРОВЕННЫЙ, ПРЕСЛЕДОВАТЬ, РАССМАТРИВАТЬ, ИЗДАВАТЬ, ИСКРА,
ЧРЕЗМЕРНЫЙ, ЧЕРЕДОВАНИЕ, БЕССМЕРТНИК, ЗДЕШНИЙ.
Упражнение № 3.
Найдите в предложениях и выпишите только
слова с приставками только второй группы.
1) Заяц разглядывал
Бемби, ставя торчком то одно ухо, то другое, порой вскидывая их одновременно,
порой бессильно роняя.
2) Заяц все
рассматривал Бемби большими круглими глазами. При этом его нос и рот с
великолепными усами бесперестанно двигались, будто он превозмогал желание
чихнуть. Бемби рассмеялся.
3) Восхищенный и
растроганый Бемби двинулся за ней на почтительном расстоянии.
!!! НЕ «СЪЕШЬТЕ»
ВТОРОЕ С!!!
При встрече с приставками на З и С вас может
подстерегать опасность, так как есть такие слова в которых при встрече
приставки и корня пишется не одно С, а два – первое от приставки, а второе – от
корня.
Запомните:
РАССКАЗ,
РАССВЕТ,БЕССМЕРТНИК,ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ВОССТАНИЕ.
Упражнение № 4.
К данням словам
прибавьте приставки второй группы. Запишите полученные слова.
..совестный,
..сыпаться, ..станавливать, ..суждать, .. ставлять, ..сердечный, ..сердится,
..сыпную, ..смертный (КОЩЕЙ)
Ответы:
Тренировочное
упражнение 1: РАСКРЫЛ.
Тренировочное
упражнение 2: ВСПАХАТЬ,
РАЗВЕДКА, РАССМАТРИВАТЬ, ИЗДАВАТЬ, ЧРЕЗМЕРНЫЙ, БЕССМЕРТНИК.
Тренировочное
упражнение 3: РАЗглядывал, Вскидывая, БЕСсильно, РАСсматривал, БЕСперестанно,
РАСсмеялся, РАСтроганый, РАСстоянии.
Тренировочное
упражнение 4: БЕСсовестный, РАСсыпаться, ВОСстанавливать, РАСсуждать,
РАСставлять, БЕСсердечный, РАСсердится, ВРАСсыпную, БЕСсмертный (КОЩЕЙ).
Тема 4. Самые трудные!
(приставки третьей группы).
Чтобы раскрыть секреты написания приставок
ПРЕ- и ПРИ- необходимо знать их «в лицо», то есть научиться различать их смысл.
В этом нам поможет опорная схема:
ПРИ-
Приближение = близко;
Присоединение = друг к другу;
Около = расположение вблизи;
Неполное действие = чуть-чуть.
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере-
А закрепить эту схему можно с помощью стишков.
Приближение
Прибыл
ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт
прилетел из вселенной –
В
словах придет, прилетит, приплывет
Пишется
ПРИ- непременно.
Присоединение
Винт
привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил,
пришил умело.
Пишем
ПРИ-, говоря обо всем,
Что
добрые руки сделали.
Неполное действие
Язык
примерз - не совсем отмерз,
Пригорело
- не значит горит.
Помни,
что сделано, но не совсем,
Пишут
с приставкой ПРИ-
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или
ПРИ-? Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой» -
Пре- мы напишем при этом.
!!! Запомни!!!
Два слова пишутся вопреки этому правилу:
ПРИСКОРБНЫЙ – очень скорбный (печальный)
ПРИЧУДЛИВЫЙ – очень чудной, затейливый.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- там надо.
Пре-
В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-
Особа преотважная,
Важная-преважная
Гордая-прегордая
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все премудрой
Был у нее прелестный пудель
Прехрабрый пес по кличке Дудель
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-
Она сказала: « На заре
Я уезжаю. Друг мой, ПРЕ-
Меня не будет тут три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу.
Итак, чтобы раскрыть секреты правописания
приставок третьей группы, рассуждаем так.
Алгоритм выбора орфограммы;
І. Определить к
какой группе относится приставка:
1-й 2-й 3-й
Вывод: Определяю,
перед Определяю смысл
пишу всегда каким согласным приставки:
одинаково находится приставка: приближение очень
(как в списке) перед перед присоединение пере-
глухим
– звонким -- близость
С З неполное действие
При- Пре-
Лингвистическая сказка
Приставки пре- и при-
Жили-были две сестры – приставки
пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто путали. Это
сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно разные.
Пре- была очень умная, очень
любопытная и очень храбрая. Дружила она с приставкой пере- . Где пере- , там и
пре-. Пре- преграждает дорогу, и пере- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и пере-
тут же. Пре- преодолевает препятствие, и пере- не отстаёт.
Вторая сестра, при-, всегда
старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда
не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только
прикроет, попросят её сесть на стул, а она только на краешек присядет. Но при-
всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а при- уже на привокзальной площади.
Едешь в город, а при- уже въехала в пригород. Спешишь в школу, а при- уже на
пришкольном участке.
Так и жили приставки пре- и при-,
совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень
обижает.
!!! Еще раз внимательно
посмотрите на схему и запомните: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-
определяется по смыслу
А теперь потренируемся:
1.Приставка ПРИ-.
1)Значение «приближения». Запишите слова,
обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения». Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой, с помощью клея, с помощью винтов и шурупов.
3) Значение «территориальной близости». Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.
2) Значение «присоединения». Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой, с помощью клея, с помощью винтов и шурупов.
3) Значение «территориальной близости». Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.
(Ответы
вы найдете в конце темы)
Приставка ПРЕ-.
Задание: выписать слова с
приставкой ПРЕ- из данного текста:
Остров
Орлов на Чёрном море все пр_ выкли считать заповедным.
Повеет весенним ветром, и летят сюда п_ р_ лётные птицы.
Они как пр_ огромные тучи и могут пр__крыть на минуту небо.
Позже в птичьих домиках уже шевелятся пр__забавные пушистые комочки.
Пр___меты осени заставят чаек покинуть родной остров. Но он не пустеет.
Заповедник пр___влекает караваны бакланов, гусей.
В пр__брежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли.
На пр__горках столбиками застыли суслики.
В пр___дорожную канаву то и дело пр___бегают мышки-полёвки.
Наблюдать за животными – пр__милое занятие!
Повеет весенним ветром, и летят сюда п_ р_ лётные птицы.
Они как пр_ огромные тучи и могут пр__крыть на минуту небо.
Позже в птичьих домиках уже шевелятся пр__забавные пушистые комочки.
Пр___меты осени заставят чаек покинуть родной остров. Но он не пустеет.
Заповедник пр___влекает караваны бакланов, гусей.
В пр__брежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли.
На пр__горках столбиками застыли суслики.
В пр___дорожную канаву то и дело пр___бегают мышки-полёвки.
Наблюдать за животными – пр__милое занятие!
Давайте пошутим!
Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами. Запомните, как они пишутся.
1) Приколол – присоединил булавкой;
Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами. Запомните, как они пишутся.
1) Приколол – присоединил булавкой;
2) прилежание – присоединение к лежащим;
3) придрался – присоединился к драке;
4) признался – присоединился к знающим;
4) признался – присоединился к знающим;
5) припаял – присоединил паяльником;
6) приключение – присоединение к ключу.
Ответы:
Приставка ПРИ-
1.Пришел, прилетела, приплыла, приползла,
приехал.
2.Привязал, прибил, пришил, приклеил,
привинтил.
3.Приморский край, придорожная канава,
приусадебный огород, пришкольный участок.
4.Приподнял, прихрамывает, приостановился,
притронулся, прилег.
Приставка ПРЕ-: перелетные, преогромные,
презабавные, премилое.
Тема 5. Контрольная работа по теме: «Правописание приставок».
А теперь, зная секреты правописания всех групп
приставок попробуйте выполнить контрольную тестовую работу и проверить свои
знания.
1. Выберите ряд, в котором
все слова имеют неизменяемые приставки.
а)
сбить, втащить, предсказать;
б)
обкатать, привыкнуть, впустить;
в)
водить, надписать, закрутить;
г)
обвязать, испортить, отзывчивый.
2. Укажите слово с
приставкой пред-.
а)
предвестник;
б)
предолгий;
в)
предмет;
г)
предорогой.
3. В каком слове на месте
пропуска пишется буква з?
а)
чере_чур;
б)
_гореть;
в)
и_тратить;
г)
и_гнание.
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а)
ни_вергнуть, бе_вкусный, и_брать;
б)
бе_звучный, ра_четный, ра_жать;
в)
бе_характерный, бе_связный, бе_заветный;
г)
и_пугаться, и_чезнувший, и_бежать.
5. В каком слове
правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего
согласного?
а)
открытие;
б)
разбитый;
в)
здание;
г)
подбодрить.
6. В каком слове пропущена одна буква с?
а)
ра(с/сс)четливый;
б)
бе(с/сс)порный;
в)
ра(с/сс)екретить;
г)
ра(с/сс)казанный.
7.Выберите
верное
продолжение
объяснения:
В слове
пр_грозить пишется буква...
а) и, так как приставка имеет
значение приближения;
б) и, так как приставка имеет
значение присоединения;
в) и, так как приставка имеет
значение неполноты действия;
г) е, так как приставку можно
заменить словом очень.
8.Найдите
вариант с ошибкой.
а)
преграда;
б)
прикусить;
в)
прервать;
г)
приподавать.
9. В
каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?
а)
пр_слушиваться;
б)
пр_лечь;
в)
пр_давать;
г)
пр_летел.
10. Выпишите
все слова с приставками на з-с: сбор, бессердечный, растение,
здоровье, расписание.
11.
Замените данное толкование словом с приставкой пре- или при-:
Гнаться
по следам, пускаться в погоню, стараться догнать и поймать кого-то или что-то.
*Критерии
оценивания работы.
Каждое
верно выполненное задание с 1 по 10 оценивается в 1 балл; задание 11 – 2 балла.
·
Ответы:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
а
|
а
|
г
|
а
|
б
|
а
|
в
|
г
|
в
|
бессердечный
расписание
|
преследовать
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий