суббота, 10 марта 2018 г.

«В чём смысл жизни для Мцыри?»


М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Тема урока «В чём смысл жизни для Мцыри?»
Цели:
Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать  художественные открытия  поэта.
Развивающие:  развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.
Воспитывающие: формировать познавательную и социальную компетентность; прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.
                                                 Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская   натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта…
                                                                                                       В.Г.Белинский
                                              Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся.
Разминка «Учимся говорить».
- Что такое счастье?
- Что такое свобода? (Ответы учеников – 1-2 предложения)
- Как называются вопросы, на которые нельзя дать однозначные ответы, на которые человечество ищет ответы из поколения в поколение? (Философские)
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока.
- Вы познакомились с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Как вы думаете, в  чём заключается счастье для Мцыри?
                              Счастье = свобода + родина
- Давайте  обратимся к эпиграфу урока. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос, почему же Мцыри – любимый герой Лермонтова, существует ли что-то общее между лирическим героем и автором?
III. Работа над темой урока.
Впечатления учащихся после целостного ознакомления с поэмой.
- Я узнал…
- Я понял…
- Мне запомнилось…
- Меня удивило…
 2. Проблемно-исследовательская беседа.
- Что испытал Мцыри в своей короткой жизни?
(Вся жизнь Мцыри – это жизнь в монастыре, воспоминания о родине и мечты о воле).
- Какие ассоциации, связанные со словами монастырь и воля,  возникают у вас после прочтения поэмы?
                 Монастырь                          Воля
                 чужбина                              родина
                 смирение                             борьба
                 аскетизм                              блаженство
                 одиночество                        семья
                 послушник                          горец
                 тюрьма                                свобода
                 реальность                          мечта, сон
- Что выражают эти антонимы?
(Противоречивость, непримиримость, раздвоенность души героя)
- Может ли человек жить с раздвоенной душой?
 (Нет. Мцыри делает свой выбор, он  совершает побег)
- Что познал Мцыри на воле?
(Буря, упоение природой, встреча с грузинкой, бой с барсом. Всё это – настоящая, свободная жизнь, которой раньше Мцыри не знал).
- Что значит ЖИТЬ для Мцыри? (Подтвердить текстом)
- Среди средств создания образа литературного героя большое значение имеют портрет и имя. Есть ли имя у героя поэмы и описание его внешности?
(Нет. Внутренний мир героя важнее портрета. Старое имя он утратил, новое ещё не принял. Прошлое почти не помнит. У человека без имени, без прошлого не может быть будущего. Он обречён.)
- Как Лермонтов показывает, что  Мцыри обречён?
(Мцыри слаб физически, хотя силён духом. Его тело становится тюрьмой для его могучего духа. Совершив побег из монастыря, Мцыри  бежит по кругу. Силы его на исходе.  Выхода нет. Яркая короткая жизнь и неизбежная смерть. Расплата за дерзость. «Да, заслужил я жребий свой…»)
- Какие качества открываются в характере Мцыри перед смертью?
(Могучий, мятежный дух, мужество, непокорность, гордость, сила характера, свободолюбие).
- Можем ли мы сказать, что Лермонтов жестоко поступает со своим героем, обрекая его на смерть?
(Смерть героя не показана, даже нет слова «смерть». Это сон: «И с этой мыслью я засну и никого не прокляну». Мцыри сам делает свой выбор.)
    3. Творческое задание.
- Представьте себе,  что Мцыри выжил после битвы с барсом. Как сложилась бы его жизнь? (Вспомнить историю жизни прототипа Мцыри). (Прожил бы до старости в монастыре средь «плит сырых» и «келий душных». А это  для Мцыри хуже смерти).
4. Вывод.
Автор не завершает поэму сценой физической смерти Мцыри. Последние слова – слова Мцыри, живого, несломленного героя. Он прожил достойно.
5. Работа с иллюстративным материалом. Портреты М.Ю. Лермонтова.

Портреты М.Ю. Лермонтова


Портреты М.Ю. Лермонтова

Учитель.
- Как  вы думаете, кому принадлежит этот портрет?
   «Во внешнем облике его было что-то зловещее и трагическое. Какой-то недоброй и сумрачной силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз».
Воспоминания И.С. Тургенева о Лермонтове.
- Вспомните, что вы узнали о Лермонтове, когда он служил на Кавказе?
(Участвуя в схватах с горцами, он проявил лучшие воинские качества. Несмотря  ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием, первый подвергался выстрелам, так как всегда был во главе отряда).
- Кого он напоминает?
                                      (Но нынче я уверен в том,
                                      Что быть бы мог в краю отцов
                                       Не из последних удальцов.)
 Комментарий учителя.
«Он был заносчив и горд, характер имел тяжёлый».
«Лермонтов был добр и предан своим друзьям. Но нужно было быть его другом, чтобы узнать».
 «В наружности его может быть и было что-то зловещее, но внутренне он, вероятно, скучал, ему душно было в той тесной среде, куда втолкнула его судьба».
-  Что вы заметили в описании облика Лермонтова? (Противоречивость.)
-  Похож ли он на своего героя? Иллюстрации к «Мцыри» (разных художников).
illjustracii-kartinki-risunki-pojema-Mcyri-Lermontova

illjustracii-kartinki-risunki-pojema-Mcyri-Lermontova-Glazunov
illjustracii-kartinki-risunki-pojema-Mcyri-Lermontova

- А теперь посмотрим на портрет Мцыри и портрет М.Ю. Лермонтова.    Есть ли внешнее сходство  поэта и героя? В чём оно проявляется?
6. Сопоставительный анализ. В.Г. Белинский о Мцыри  -- И. Андроников о М. Ю. Лермонтове
«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!..»
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей, проницательным и беспощадным умом…»
 7. Вывод.  Лермонтов воплотил  в Мцыри  страстную мечту о герое, гордом, свободном и сильном человеке, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Судьба персонажа – во многом его собственная судьба, судьба человека, страдающего от одиночества, от невозможности реализовать себя, вырваться из душной атмосферы. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы,  яркостью чувств Мцыри близок поэту. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта. Вся жизнь Лермонтова – как огненная вспышка, вся жизнь – неуёмная жажда свободы, мятежный поиск красоты и гармонии.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Обращение к эпиграфу (продолжить чтение цитаты Белинского):
     «…Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощностью».
Слово учителя. «Мцыри» - романтическая поэма. Лермонтов ищет своего идеального героя – борца и находит в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «О чём заставила меня     задуматься
поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Комментариев нет:

Отправить комментарий