суббота, 10 марта 2018 г.

Особенности проблемного диалога на уроках литературы.


Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, поскольку оно направлено на творческое усвоение знаний: основ литературоведения, приемов анализа произведений; на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы; на воспитание навыков самостоятельного оперирования логическими приемами и методами исследования в сочетании с приемами художественного отражения действительности. Каким же должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель имел возможность воспитывать духовно богатую личность? Для этого необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней, убеждая в актуальности затронутых в художественном произведении проблем. Этапы проблемного диалога на уроках литературы традиционны: 1) формулирование проблемного вопроса; 2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения; 3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения; 4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов. Используя технологию проблемного обучения на уроках литературы, необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Будет лучше, если он возникнет постепенно, если учащиеся придут к нему сами.   Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии. Чтобы решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен быть емким, охватывать не единичный факт, а широкий круг материала.
  Создавая проблемную ситуацию, необходимо учитывать период развития школьника.
  5-6 классы. Вопрос должен проецироваться на жизнь учащихся, основываться на событийной, сюжетной основе.
  7-8 классы. Это период нравственного самоуглубления, возникновения обостренного интереса к личности. Поэтому на первом плане должен быть нравственный выбор героя, его состояние, нравственная коммуникация. Споры вызывает вопрос: «Можем ли мы оправдать поступок Андрия?» (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)  
  9-11 классы. Учащиеся могут рассуждать на философские темы, затрагиваемые в произведениях классической литературы. Анализируя художественные произведения, целесообразно установить связи между эпохами, разными видами искусства, различными художественными элементами произведения. Ответ на вопрос должен выводить на какое-либо соотнесение с чем-либо. Например, методом проблемного анализа изучается роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин герой своего времени?» Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация, созданная своим проблемным вопросом. Тема каждого урока – проблема по изучаемой главе, анализ которой необходимо провести. 1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? 2 урок. «Об чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу -Печорин или Максим Максимыч? 3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? 4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? 5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания? 6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа? 7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним? Кроме того, проблемная ситуация создана и самим автором, расположившим главы романа не в хронологической последовательности. Изучая роман, учащиеся пытаются понять, чем руководствовался Лермонтов, выстраивая именно такую композицию.

  Трудно не только создать проблемную ситуацию, но и разрешить ее Учитель должен организовать размышления учащихся над проблемой, стимулировать процесс поиска гипотез, обобщить полученные результаты. На уроках литературы зачастую возникают вопросы, которые не предполагают единственно верного решения, каждый ученик может остаться при своем мнении, которое не может быть ошибочным и имеет право на существование. Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска.
  Таким образом, позитивными результатами работы по технологии проблемного обучения можно считать:
-- положительное отношение учащихся к предмету;
-- положительная реакция детей не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;
-- формирование благоприятного психологического климата, позволяющего ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
-- увлеченность учеников, с которой они включаются в работу, охватывая все большие объемы материала;
-- повышение качества знаний учащихся при 100% успеваемости;

  Итак, преимущества постановки и решения реальных проблем очевидны. Они отражают потребности учащихся, помогают овладеть исследовательскими процедурами, формируют положительные мотивы к изучению литературы и учебному процессу в целом.

  Но в ходе решения проблемного задания в классе с ним справляются несколько наиболее сильных учащихся. Остальные школьники в лучшем случае запоминают ответ, не зная или не понимая того, как было найдено решение.
  Как и любая технология, при всех так называемых "плюсах"  проблемное обучение имеет и свои "минусы": конечно же, дефицит учебного времени  и невозможность опросить всех; разный уровень учащихся; отсутствие должной учебной и методической литературы; постоянное самообучение и саморазвитие учащихся  и учителя.
  К числу недостатков инновационных технологий относятся следующие дидактические ситуации: на уроках весьма сложно удовлетворить повышенные интересы преуспевающих учеников и одновременно помочь отстающим; проблемно систематически приобщать учеников к самостоятельной работе с новым материалом, готовить их к самообразованию; непросто успешно решать проблемы воспитательного характера, особенно те, которые связаны с оценкой личностно-смыслового роста обучающихся.

  Таким образом, проблемное обучение способствует формированию у ученика необходимой системы знаний, умений и навыков, а также обеспечивает высокий уровень развития способностей к обучению и самообучению за счет формирования особого стиля умственной деятельности. Проблемное мышление развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и учащегося.
  К числу недостатков технологии проблемного обучения относят:
-проблемное обучение применимо только на таком материале, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования;
-проблемное обучение применимо только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, теоретического);
-данный тип обучения оправдан, если у обучаемых есть необходимый стартовый уровень знаний, умений, навыков;
-проблемное обучение требует значительно больших временных затрат на использование исследовательских методик.


Лычева С.П.
Особенности проблемного диалога на уроках литературы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий